пятница, 2 сентября 2011 г.

Re: Прекословие, как реакция на выпады против Церкви

/пожимает плечами/


На самом деле, нигде нет бОльшего срача чем на САМИХ религиозных форумах,

и бОльшего количества истерий и неврозов, чем в САМОЙ религиозной среде.


Человек хочет иметь полную и абсолютную предсказуемость в окружающем мире,

а также - послесмертии, и для этого надевает себе на глаза своеобразные "очки".


"Если я поступаю так-то и так-то (ношу десятины пастору, ставлю свечки в Храме),

ничего плохого со мной не произойдет. А если и произойдет - ну что ж, значит

это всего лишь "особенный план"!


Ради такой "веры" и глаза лишний раз закрыть не жалко. И отвернуться. 

И "доказательства" натянуть. И психануть, и человека ударить — словом или кулаком,

презрением или пулей. И пытать, и мучить того, кто попытается фиговый листок такой  

"правды" сорвать случайно или отстаивая "правду" свою. 


Человеческая религиозность и феномен веры - очень многогранны, на самом деле.


К сожалению, "обличение старших" для меня далеко не всегда связано с мудростью,

поэтому, очевидно, я имею все признаки этой болезни =)


>

"Связывай язык твой, неистово стремящийся на прекословия, и семьдесят крат седмерицею в день сражайся с сим мучителем. Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом; и если он так поступает в беседе с равными, то, может быть, обличение старших и исцелит его; если же обращается так с большими себя и мудрейшими, то этот недуг от людей неисцелим" (Иоан Лествичник)

 

И небольшая статья от ФОМЫ:

 


01.09.2011 

О ВРАГАХ ЦЕРКВИ

или Монолог, который нужно произносить молча


«Доказать веру нельзя, можно только показать живым дыханием правды», — сказал Сергей Фудель, философ и публицист, который за свои убеждения почти 30 лет провел в ссылках и лагерях. Мне кажется, нам надо почаще напоминать себе эти слова, когда сегодня мы пытаемся (а иногда и изо всех сил рвемся) ответить на выпады против Церкви так называемых «антиклерикалов» и «врагов Церкви». 


Я отнюдь не утверждаю, что люди Церкви не могут вести диалог со «светским миром», что они должны молчать, когда оскорбляют их веру. Речь о другом: всегда ли целью подобных споров становится восстановление правды, а не стремление поставить оппонента «на место»? И всегда ли даже видимая победа в таком споре имеет ту значимость, которую приписывает ей «защитивший правду» победитель? 


Недавно в одном интервью мой коллега, журналист Константин Эггерт, сказал: «Сила православных не в том, чтобы на каждое высказывание в блоге отвечать пресс-релизом. Сила — в спокойной убежденности, что Христос — высшая Истина». И я думаю, тем, кто очень переживает по поводу растущего антиклерикализма, стоило бы просто вспомнить, как спокойно и достойно вели себя люди в эпоху гонений, когда этот антиклерикализм был намного более жестким, страшным и просто опасным для жизни. В тех, мягко говоря, некомфортных условиях христиане умели оставаться христианами и не переживали столь нервно из-за «антицерковных настроений». 


Вспоминается замечательный факт из жизни священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Всякий раз, когда он входил в комнату следователя для допроса, служащие ГПУ невольно обнажали голову. Его христианское спокойствие и величественность, очевидно, были убедительнее любых слов. 


Не менее ярко эта христианская убедительность проявилась и в известном «молчаливом диспуте» философа Василия Розанова и святителя Феофана Полтавского, духовника последней царской семьи. Они как-то встретились в саду Петербургской духовной академии, и Василий Васильевич начал горячо обвинять в чем-то монашество. Владыка Феофан слушал, опустив голову и ничего не отвечая, он был очень собран и, видимо, молился. Через несколько минут монолога Розанов, наблюдая молчание архиепископа, вдруг начал путаться, говорить все тише и тише, наконец замолк и после паузы сказал: «А может быть, Вы и правы!». 


«Но ведь я-то, — вспоминал потом святитель Феофан, — ни единого слова не произнес в ответ на его речь. Однако он правильно понял мое молчание. Как умный человек, он сам почувствовал слабые стороны высказанных мыслей». 


Конечно, во многом этот эпизод — красивая история, но за ней есть и содержательная истина. Недаром православные говорят, что вера показуется, а не доказуется. За этими словами стоит опыт и понимание того, что христианство не требует логических аргументов. Не потому что оно нелогично, а потому что они не нужны. И, кстати, в этом заключается великая сила христианства — ведь человек в своей жизни не так часто на самом деле руководствуется логикой. Наши представления о рацио как о движущей силе человеческой жизни бесконечно далеки от истины. Любой человек, взглянув на свою жизнь или на жизнь окружающих, поймет, что расчет определяет наши действия в очень малой части. Взять хотя бы человеческие симпатии: двое встретились, познакомились — и вот они готовы общаться всю жизнь, а некоторые, наоборот, через минуту понимают, что терпеть друг друга не могут. Общение мужчины и женщины, взрослых и детей — во всем логика далеко не всегда играет главную роль. 


Ну а если с этой точки зрения посмотреть, чем в действительности руководствуются «антиклерикалы», если заглянуть куда-то, чтобы понять, что скрывается за логическими построениями их лозунгов и заявлений, то получится, что главные враги Церкви — это мы сами. Раз мы ведем себя так, что, глядя на нас, люди начинают стремительно придумывать антихристианские аргументы, это значит, что мы их как-то как минимум не убеждаем. 


Но даже если отвлечься от взаимоотношений верующих и неверующих и поговорить о личном спасении, то и тут врагов Церкви полезнее искать не вовне. Есть у Честертона в «Оке Аполлона» замечательный диалог: 

— … Они считают, что их вера лечит все болезни тела, — сказал Фламбо. 

— А лечит ли она единственную болезнь духа? — серьезно и взволнованно спросил отец Браун. 

— Что же это за болезнь? — улыбнулся Фламбо. 

— Уверенность в собственном здоровье, — ответил священник. 


Кто для меня, как для человека, стремящегося к Богу, главный враг Церкви? — Я сам, потому что ничто извне не может мне помешать прийти ко Христу. Как сказал однажды мой духовник, единственное, что может помешать спасению человека — это его личное «я», раздутое до таких размеров, что оно заслоняет собою Христа. 


И думается, если этого врага верующему человеку удастся одолеть, то со всеми остальными он уж как-то должен справиться. 

 

 

 

 

Best Regards,

Andriy Kuchera

Business Analyst

EPAM Systems

 





-- 

С уважением,

 Юрий                          mailto:ort.shield@gmail.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий