Андрей Зайцев об осуждении
http://www.foma.ru/nash-malenkij-strashnyij-sud.html
Каждый день я вижу, как люди в социальных сетях и в реальной жизни выносят «приговоры». Отфренды, прекращение общения, ссоры и оскорбления стали настолько обычным делом, что никто уже не обращает на происходящее никакого внимания.
Очередная ужасная новость вызывает волну комментариев и тут же смывается новой порцией взаимных обид.
Во времена Маяковского конфликт был трагедией — «любовная лодка разбилась о быт». Сейчас это норма, на любое сообщение набегает виртуальная или реальная толпа агрессивных критиков и быстро превращает тему в повод для ссоры и злословия.
Вот в метро один человек толкнул другого, не извинился, бросил окурок и пошел по своим делам. В его голове уже вынесен приговор соседу по вагону, интернет-другу или соседу по лестничной клетке.
В Римской империи христиан отправляли на смерть со словами «Вас не должно существовать». Сейчас эти фразы мы запросто видим в повседневной жизни.
На прошлой неделе тысячи людей попеременно посылали проклятия на голову оппонентов, говорили о том, что христианин или Церковь должны поддерживать одних и не верить другим. Просто из чувства корпоративной солидарности, политических симпатий или субъективных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
По себе знаю, как легко оправдать собственные промахи, и как тяжело — ошибки другого.
Недавно епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон рассказал чудесную историю о том, чем ад отличается от рая.
Представьте себе прекрасный ресторан. За богатыми столами сидят люди. Перед ними лежат ложки с длинными ручками, которыми невозможно есть самостоятельно. В аду умирают от голода, а в раю – кормят друг друга.
Если уйти от религии к психологии, то нашу любовь к осуждению ближних можно объяснить еще проще. Человеку изначально свойственно объяснять свои действия внешними обстоятельствами: «Я был голоден и устал, поэтому не сдержался и нахамил соседу». Напротив, любые враждебные и неприятные поступки других мы связываем с чертами характера: «Мой собеседник не согласен со мной, и значит он предвзят, корыстен и лжив».
Мы любим совершать наш маленький страшный суд над другими и надеемся на милосердие по отношению к нам самим. Мы всегда себе немножко подыгрываем. Я в детстве очень любил играть сам с собой в чемпионат СССР по хоккею. Рисовал табличку, с помощью кубиков определял счет матча, а потом вел свою команду к победе. Интересно, что в случае проигрыша у меня иногда находились причины перебросить кости, так что выигрывали всегда «наши». Правда, иногда для этого приходилось менять сторону.
В жизни поменять любимцев гораздо сложнее, поэтому мы все время подыгрываем себе другими способами. С удовольствием цитируем знаменитостей, политиков, экспертов и представителей Церкви, согласных с нами, и предпочитаем не замечать тех, кто говорит вещи нам неприятные.
«На нашей половине поля идет дождь, а на половине соперника ярко светит солнце». Фраза из анекдота — прекрасный пример подсознательной самопредвзятости человека, его способности видеть лишь то, что он хочет.
Один и тот же интернет-пользователь может говорить о неверном вердикте российского суда по отношению к одному заключенному и его объективности по отношению к другому. Затем он с легкостью клеит ярлык и с его помощью делает нужные выводы: «Как можно верить человеку, сидящему за убийство/священнику Русской Православной Церкви/чиновнику/полицейскому/консерватору/либералу/верующему/атеисту».
Каждое из этих определений становятся основанием для приговора, для изначальной презумпции виновности, для осуждения без права обжалования.
В этот момент человек превращается в дьявола, он забывает евангельскую притчу о хозяине, простившем рабу долг в 10 тысяч талантов, он вершит свой суд быстро и скоро – без адвокатов, допроса свидетелей, без права апелляции, а потом удивляется тому, что жизнь вокруг превратилась в настоящий ад, который он сам и создал.
Чтобы этого не происходило, стоит вспомнить историю о преподобном Пимене Великом. Однажды он пришел на литургию с маленькой корзинкой песка в руках и огромным мешком за спиной, и сказал инокам: «Песок, который я вижу – грехи других, мешок за спиной – мои собственные».
С появлением интернета мешки стали заполнятся особенно быстро, так что пора перестать осуждать. Лучше уже публиковать фотографии котиков.
Ирина Талимончук
Вы получили это сообщение, поскольку подписаны на группу Православная миссия имени Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Чтобы отказаться от подписки на эту группу и перестать получать из нее сообщения, отправьте электронное письмо на адрес ortshield+unsubscribe@googlegroups.com.
Настройки подписки и доставки писем: https://groups.google.com/groups/opt_out.
Комментариев нет:
Отправить комментарий